Почему российские леса от уничтожения не может защитить даже Президент?

В том, что положение российских лесов близко к катастрофическому, виновато многократно перелицованное законодательство. Например, сейчас режим у защитных лесов таков, что «хорошо воровать, но нормально хозяйствовать невозможно». Тему огромной коррупционной емкости общественники вынесли на уровень Президентского совета по защите прав человека.

Почему российские леса от уничтожения не может защитить даже Президент? - фото 1
Варварское уничтожение лесов вызывают социальную напряженность не только в мегаполисах. Настоящая война прошлой зимой разразилась между лесорубами и местными жителями в Турочакском районе республики Алтай. Там конфликт достиг такого градуса, что заполыхали пилорамы, трактора, вагончики лесопромышленников. В ответ горели дома защитников леса. Общественный взрыв может произойти в любой момент: по данным опросов, экология лидирует среди проблем, которые волнуют людей. Об этом говорили участники заседания президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, посвященного лесной отрасли.

Чиновники и общественники(первые — в синих и серых пиджаках,вторые — в основном в свитерах и рубашках) собрались в строгих интерьерах президентской администрации на Старой площади. В Мраморном зале бывшего здания ЦК КПСС они обсудили«Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами»(так была сформулирована тема заседания). Постаравшись объять необъятное,организаторы выделили темы,по которым поступает больше всего обращений: эффективность тушения пожаров,злоупотребления при санитарных вырубках,качество кадастрового учета и ряд других. По каждой из них имело бы смысл провести отдельное заседание,если бы совещания априори оказывали лечебный эффект на больные точки.

 

Иногда одна опасность скрывается за другой. Председатель совета Михаил Федотов привел пример: бывали случаи,когда МЧСники,приехав тушить возгорание,и заставали только пни после вырубки — мнимый пожар был прикрытием для преступления.

Ничьи леса

Общественники озвучивали шокирующие цифры. Огромная«черная дыра» в законодательстве,ставшая источником многообразных коррупционных схем — значительная часть российских лесов не имеет вообще никакого правового статуса. Около 100 млн га(10 процентов от общей площади российских лесов) «потерялись» на бюрократических поворотах. Прежде всего,это около 40 млн. га лесов на землях сельхозназначения. Еще столько же — заросшие деревьями заброшенные поля. Они не охраняется от пожаров,незаконных рубок,вредителей и болезней.

А если вычесть из общей площади в 1 млрд. га лесов те,что расположены на всевозможных неудобьях и в труднодоступных местах,для использования пригодны 200-300 млн. Расклад получается уже совсем другой. По словам Сергея Цыпленкова, руководителя российского Гринпис и председателя комиссии совета по экологическим правам,в большинстве случаев такие земли находятся в густонаселенных районах,это самые близкие к людям леса,и социальные конфликты там особенно взрывоопасны.

Алексей Грибков, эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса,рассказав о противостоянии на Алтае,продолжил:

- Более близкий пример лесов с неясным правовым статусом — в верховьях водосборного бассейна реки Москвы,которая является источником питьевого водоснабжения нашей столицы. Сплошные рубки в водоохранной зоне,в истоках реки — понятно,к чему это все приведет, — рассказал активист о вырубке 450 га в Гагаринском районе.

При сомнительных достижениях в лесовосстановлении,Минсельхоз и Россельхознадзор борются с теми лесами,которые сами выросли на бывших пашнях и пастбищах. Мало того,что они штрафуют собственников этих земель,так еще и субсидируется уничтожение этих лесов.

— Вроде,21 век... Это варварство в государственном масштабе. Вырос лес,появилась некая ценность,ну явно не меньше,чем картошка или редиска. Государство начинает бороться — наказывает людей,которые не уничтожают этот лес. С моей точки зрения это абсолютно недопустимо, — сказал Алексей Грибков.

Самый дешевый способ решить проблему,когда собственника заставляют уничтожать выросший на его землях лес,выжечь его. Вот откуда,в том числе,приходят пожары на земли государственного лесного фонда.

- Россельхоз штрафует и отчитывается о проделанной работе... Масштабы этой борьбы очень велики. Это какой-то абсурд,доведенный до полного маразма,с моей точки зрения. Пять лет назад Президент дал поручение на эту тему правительству — установить статус этих лесов,чтобы была возможность их использования в правовом поле. До сих пор оно не исполнено. Мы собрались в рамках совета по защите прав человека при главе государства. А я предлагаю создать совет по защите прав Президента. Потому что он дает поручения,а они не исполняются годами. В пору нам объединиться,чтобы помочь ему, — заявил Грибков.

В зале зашушукались,но создавать такой совет по защите прав Президента все же посчитали чрезмерным.

По мнению эколога,исполнение решения президента блокирует Минсельхоз,в котором действует«палочная система» — чем больше протоколов,чем больше нарушителей привлечено к ответственности,тем лучше. Рослесхоз предлагал внести в классификатор включить соответствующий вид использования земельных участков. В министерстве отказались,сославшись на то,что в Лесном кодексе нет определения леса на землях сельхозназначения.

- Это сознательных подход — пользуются казуистикой,чтобы запутать ситуацию. А просто-напросто не хотят терять показатели — количество протоколов вон какое! Эти цифры опубликованы. Для юрлиц,если не ошибаюсь,штраф до 700 тыс. рублей за то,что вырос лес на землях сельхозназначения. Бюджет пополняется. А то,что гробят среду и ресурсы — это ничего, — возмущался активист.

 

Серые лесорубы маскируются под«санитаров»

Наибольшую угрозу лесам сейчас представляют не «классические» самовольные рубки,в легализованные,в частности,под видом санитарных мероприятий. Причина — недобросовестное исполнение региональными лесными департаментами своих обязанностей или чистая коррупция. На снос леса в этом случае имеются все разрешительные документы,а вместе с больными деревьями пускается под пилу здоровые. Как это может происходить,проиллюстрировал Кирилл Кабанов, председатель комиссии совета и глава Национального антикоррупционного комитета.

- Методика заражения различными вредоносными насекомыми с целью перевода этих лесов под якобы санитарную рубку,которая была в 90-е годы, используется по сей день. Давняя история в Одинцовском районе,когда подбрасывали короедов сами же лесники,потом они же переводили эти леса в другую категорию для продажи, — сказал антикоррупционер.

Иван Советников, председатель комитета лесного хозяйства Московской области парировал,что последние пять-семь лет такого не было,из-за заражению типографом леса не вырубались.

Впрочем,как сказал Кабанов,доказать что-либо в этом случае практически невозможно.

 

Директор лесной программы Всемирного фонда природы Николай Шматков отметил:

— Санитарные рубки сейчас — не хирургический инструмент,призванный изъять погибающие или погибшие деревьев и не допустить массового распространения насекомых-вредителей,а в общем-то источник вполне себе коммерческой,ликвидной древесины. Не обязательно подбрасывать короеда,можно просто«помахинировать» с документами,в том числе — внеся недостоверную информацию.

Кстати,проверки результатов лесопатологических обследований показали,что для лесопатологического обследования специалисты не всегда даже выезжают на место,а ставят«диагноз» дистанционно,по бумагам. Вообще все,что связано с управлением лесами,особенно на региональном уровне,находится в зоне коррупционного риска,считает Кирилл Кабанов.

— Говорят о ЕГАИС,о том,что практически все выведено из тени. Неправда,у нас осталась черная зона в достаточно большом объеме. И ряд регионов озабочены и пытаются с этим бороться... Думаю,мы должны систему,связанную с лесоустройством,вернуть в государственное русло. Изменение категории лесов,оно обязательно должно происходить с участием федеральных органов, — сказал выступающий.

Как считает руководитель лесного отдела Российского Гринпис Алексей Ярошенко, главный источник социальных и экологических проблем лесного сектора — господствующая в России экстенсивная модель лесопользования. Законодательство содержит огромное количество бессмысленных запретов и ограничений. Дотошно регламентированы все процессы,но за результат никто не отвечает. Нужно в корне менять законодательство,чтоб леса перестали рассматривать как«месторождение бревен», а подходили к лесопользованию как к отрасли растениеводства.

— Государство сосредоточено на документообороте,а лес фактически беспризорен, — констатировал Ярошенко.

 

Стакан наполовину полон?

Заседание показало,что чиновничья реальность кардинально отличается от «человеческой». Выступавшие представители ведомств считают,что нужно лишь донастроить систему,чтобы она работала нормально."Законодательство сформировано достаточно добротно,но правоприменение страдает".

— На совещании 20 июля в Петрозаводстке под председательством Дмитрия Медведева,в частности,о проблеме лесов на землях сельхозназначения, — рассказал глава Рослесхоза Иван Валентик. — Было дано поручение установить упрощенный порядок переводу земель сельхозназначения в земли лесного фонда. Мы сегодня с Минсельхозом отрабатываем этот механизм,чтобы упростить эти процедуры. Мы этой темой озабочены,и попробуем довести ее до логического завершения. Замруководителя Рослесхоза Николай Кротов рассказал,что по данным его ведомства объем незаконных рубок 0,6-0,8 процента легальных заготовок. Правда,он признал,что по выкладкам природозащитников,их существенно больше.

 

Среди достижений — внедрение электронной системы Лес ЕГАИС,способствующее сокращению незаконной вырубки. В пилотном режиме начался переход от экстенсивного к интенсивному лесопользованию в зоне действия крупнейших целлюлозно-бумажных комбинатов. Некоторым регионам на своем уровне удалось наладить вопрос пожаротужения и учета...

По словам председателя совета Михаила Федотова,сформулированные по итогам заседания рекомендации лягут на стол Президенту России,а также будут направлены в правительство и в профильные ведомства. Говорят,решение многих вопросов упирается политическую волю. В данном случае она,казалось бы,есть. Глава государства поручил установить особенности использования,охраны,защиты и воспроизводства лесов на сельхозземлях еще 1 сентября 2013 года. Его указание до сих пор не выполнено. Что это — саботаж или полная атрофия инстинкта самосохранения у чиновников? Тех,что живут по правилу: любой рывок вперед — результат хорошего пинка под зад. Видимо,настало время такого пинка от Президента.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить