Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2

Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 1Обычные с точки зрения фортификации оборонительные сооружения – морские форты вокруг Кронштадта с течением веков превратились в памятники культурного наследия. Они наглядно демонстрируют развитие военно-инженерного искусства. Замечательны они и тем, что за 300 лет ни один враг не смог подойти к Санкт-Петербургу (Ленинграду) со стороны Финского залива по воде

Кронштадт является не только колыбелью российского флота и городом-портом, но и островом фортов. Почти два десятка старинных оборонительных сооружений вокруг острова Котлин сохранились до наших дней. И сегодня форты Кронштадта - одна из главных достопримечательностей города.
Для защиты новорожденного Санкт-Петербурга и отвоеванных у шведов земель в дельте Невы одной Петропавловской крепости было мало. Флот противника в 1703 году господствовал на Балтике. Необходимо было срочно выставлять кордон в Невской губе. Проект первого форта «Кроншлот» Пётр I разработал сам. Строительство началось немедленно. Уже к лету 1704 года укрепление на воде было готово к отражению вражеских нашествий.

Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 2Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 3Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 4
За следующие 200 лет количество фортов Кронштадта было доведено до 17. Еще 2 поставлены в ХХ веке на берегах в месте сужения Финского залива. Старые сооружения неоднократно перестраивали под меняющиеся конструкции пушек, усиливали стены и перекрытия.
Большинство укреплений потеряли военную значимость к концу XIX века, когда дальность артиллерийской стрельбы позволила охранять оба фарватера с суши. Понадобились они снова в Великую Отечественную войну для защиты перешедшего в Кронштадт Балтийского флота, блокадного Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма.
После Победы почти все форты постепенно опять оказались заброшенными. Хотя с 1990 года форты Кронштадта считаются объектом культурного наследия ЮНЕСКО, большинство из них пребывают в руинированном состоянии. С 2018 года на федеральном уровне рассматриваются проекты реконструкции и превращения исторических сооружений в полноценные туристические объекты.
Большинство фортов расположены на воде: крепости строили на искусственных насыпях-островах. Часть их можно осмотреть вблизи во время морской экскурсии на теплоходе, маршрут которой проходит в южной части акватории Финского залива.
С воды открывается живописная панорама Кронштадта с возвышающимся над городом Морским собором. Так же можно увидеть гавани, расположенные в южной части острова Котлин: Купеческую, Среднюю (или Петровскую), Лесную и Военную.

Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 5Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 6Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 7Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 8
Первый из фортов - «Кроншлот» (Коронный замок) был заложен поздней осенью 1703 года. Первоначальный размер – 240 кв.м, подъем над уровнем моря – 1,5 м. Высота трехъярусной башни с артиллерией – 37 м. Одного «Кроншлота» вместе с батареей на Котлине хватило для защиты южного фарватера от шведских войск и кораблей в 1704 и 1705 годах. Расширение провели с 1716 по 1724 год. В результате островок принял ломаные очертания, а внутри разместилась небольшая гавань. Через 125 лет деревянные укрепления начали заменять каменными. С 1863 года на «Кроншлоте» имелось 3 орудийных батареи, а к форту «Петр I» тянулось подводное минное заграждение. В Великую Отечественную войну здесь поставили батарею зениток, защищая гавань с боевыми катерами класса «Малых охотников», а позднее – организовали лабораторию по размагничиванию боевых кораблей. В настоящее время форт находится на реставрации.
Артиллерийскую батарею на острове Котлин по приказу Петра поставили уже в 1705 году в прямой видимости от форта «Кроншлот». Около нее с 1721 по 1724 годы построили новый форт «Цитадель». Боевую мощь создавали 106 пушек. Каменные оборонительные сооружения поставлены к 1834 году. Стены возвели на свайном основании из бетона и гранита. Гарнизон составлял 400 человек и 97 орудий. Тогда же форт переименовали в честь первого императора России, а в 1870 году с Котлином его соединили дамбой. После Октябрьской революции и по настоящее время форт превращен в арсенал.
Форт «Император Александр I» («Чумной») казематного типа на бетонном основании с мощными округлыми стенами в три этажа был построен за 9 лет – с 1836 по 1845 год. Название он получил по имени старшего брата и предшественника Николая I. Один вид его и соседнего «Павла I» отбили у британской эскадры желание штурмовать кронштадтские укрепления. Удачная форма форта успешно противостояла и природной стихии. В 1898 году именно в нем организовали противочумную лабораторию для создания сыворотки против смертельной болезни. Отсюда возникло новое – народное название. Сейчас «Александр I» лучше всех остальных морских фортов вокруг Кронштадта сохранил свою первоначальную форму.
Форт «Император Павел I» («Рисбанк») - укрепление, дополнительно защищающее главный фарватер и Большой Кронштадтский рейд. В 1800 году в период напряженных отношений с Англией потребовалось возвести форт на отмели к юго-западу от «Кроншлота». Длина ломаной линии составила 408 м. Оборона состояла из двух бастионов и 66 пушек. Ее назвали «РиФсбанк» (риф на отмели), позднее из-за трудности произношения буква «Ф» исчезла. В 1807-1808 годах форт был реконструирован. На нем разместили 69 орудий на поворотных платформах.
После наводнения 1824 года «Рисбанк» восстановили одним из первых, через 10 лет артиллерийское вооружение удвоили. С 1844 года форт, получивший имя «Император Павел I», начали перестраивать в камне. Он стал крупнейшим среди уже имевшихся и строившихся параллельно. Его 170 пушек на бастионах и в казематах изрядно напугали британский флот в период Крымской войны.
С 1896 года форт стал складом боеприпасов, в основном, морских мин. В 1919 году взрыв на «Павле I» стал сигналом к началу Кронштадтского восстания. При этом главные сооружения устояли. В 1923 году пьяные матросы крейсера «Парижская коммуна», отмечавшие успех на учениях, подорвали одну из мин. В результате сдетонировал весь хранившийся боезапас. Взрыв был такой силы, что осколки боеприпасов и обломки укреплений накрыли Кронштадт и Ораниенбаум, а взрывной волной в обоих городах повыбивало стекла. С тех пор от «Павла I» остались руины.

Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 9Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 10Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 11Форты Кронштадта. Путешествие по берегу Финского залива. Часть 7.2 - фото 12
В 1808 году возле юго-западного берега Котлина на ряжевом основании построили двухъярусную батарею, получившую название «Двойной Южной». С 1834 года ее усовершенствовали и переименовали по приказу Николая I в честь его младшего сына Константина. Перед Крымской войной батарею расширили, а позднее превратили в полноценный форт с защитой от балтийских льдов и вражеских пушек. В период блокады Ленинграда его орудия прикрывали Ораниенбаум. После войны территорию отдали под автобазу. Позднее дамба, защищающая северную столицу от наводнений, прошла в непосредственной близости от форта. Сейчас территория развивается как парк отдыха с танцевальными фестивалями и яхт-клубом. Рядом находится музей Маяков.
В завершении экскурсии можно полюбоваться Задним створным маяком Морского канала (штатный номер 131), построенным в 1914 году фирмой «Христиани и Нильсен». Выполнен он в виде восьмигранной железобетонной башни, выкрашенной в белый цвет. Высота сооружения составляет 40 м. В отличие от своих коллег по Ленинградской области на Заднем створном маяке отсутствует традиционная конструкция, состоящая из лампы и линзы Френеля. Во время реконструкции, проведенной в 2013 году, ее заменила современная светодиодная установка, питающаяся от солнечных батарей, расположенных снаружи.
Обзорная экскурсия на теплоходе длится 45 минут, в течение которых гид рассказывает о тех фортах, мимо которых проходит ее маршрут. Для посещения фортов необходимо попасть на другие экскурсии.

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Экологический туризм
Опубликовано 03.09.2023 07:22
Просмотров: 282